Психолог о физиологии стресса «Модель выздоровления»


Влияние стресса на здоровье человека


Психологическая помощь при стрессе основана на том, что физиологические механизмы, вызывающие стресс организма и болезнь, могут быть успешно изменены, после помощи психолога на психологической консультации, и закреплены в реальной жизни человека.
влияние стресса на здоровье человека, психолог Омск



«Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир - многолик: Он ничтожен, и он же - безмерно велик».
                      Омар Хайям



Физиология стресса хорошо изучена. Каждая ткань, каждый орган нашего тела управляется сложным взаимодействием между химическими веществами, циркулирующими в кровеносной системе и гормонами, выделяемыми эндокринными железами. Их полезное соотношение регулируется «главной железой» - гипофизом, расположенным в средней части головы, непосредственно под мозгом.
Выделение гипофизарных гормонов (в частности адренокортикотропина) управляется в свою очередь химическими выделениями и нервными импульсами, исходящими из соседней области мозга, носящей название гипоталамус. Эта маленькая область регулирует большую часть бессознательных процессов, таких как, сердцебиение, дыхание, кровяное давление и т.д.
Гипоталамус связан нервными волокнами почти со всеми областями мозга таким образом, что интеллектуальные и эмоциональные процессы, происходящие где-либо в мозге, воздействуют на все тело.
Если человек находится в состоянии хронического стресса, то подсознательно гипоталамус сигнализирует об этом, и в кровь постоянно поступает адренокортикотропин, который стимулирует надпочечники для выделения кортизона (гормона стресса) и адреналина. 

Высокая концентрация этих гормонов стресса и постоянное угнетение гипоталамусом селезенки и вилочковой железы приводит к резкому подавлению всей иммунной системы. В таком состоянии организм, на всех его уровнях напоминает натянутую цепь, крепость которой не больше крепости самого слабого звена. Ситуация, когда это звено рвется, и симптом болезни вдруг становится явным, свидетельствует лишь о том, что он в скрытой форме давно уже присутствовал в человеке. 

Ученые давно задавали себе вопрос, с какой целью эволюция создала такой «коварный» механизм реакции на стресс. Лишь в последнее десятилетие российским нейрофизиологом Анохиным К. В. Было установлено, что адренокортикотропин и другие гормон-регулирующие факторы приводят к активации нейронов во всех отделах нервной системы человека, чтобы включить на генетическом уровне процессы поиска и обучения индивида новому более продуктивному поведению в жизни. 

Именно через генетический механизм организуются взаимоотношения всех 30 триллионов клеток человеческого организма в единое «клеточное государство». Высшая и конечная цель, которого строго следовать генетическим законам, сформировавшимся за миллионы лет эволюции человеческих сообществ. 

Эти законы природы ставят человека перед трудной делимой – постоянно находить боле продуктивные и полезные формы отношений с другими людьми, либо – заболеть и освободить дорогу более талантливым и успешным.

Сегодня, научно подтверждается гипотеза Гиппократа, жившего 2,5 тысячи лет назад, о том, что многие болезни являются последствиями патологически ошибочных отношений человека с ближайшим окружением и семьей.

Он говорил, что нужно лечить больного, а не болезнь, учитывая индивидуальные особенности человека и среду его проживания. Сам процесс лечения он рассматривал, как искусство, а не просто набор формальных технологий. 

Суть модели выздоровления в том, что именно те же самые механизмы, которые способствовали превращению чувств и ощущений человека в стресс, в симптом и развитие болезни, могут быть успешно использованы, при семейном психологическом консультировании, для восстановления здоровья, и создания гармоничных отношений в семье.

Поэтому, прежде чем обратиться за помощью, человеку необходимо осознать, что непременным и главным условием выздоровления является его абсолютная готовность расстаться с причинами болезнинастоящим, сегодняшним поведением. Только тогда ему можно будет эффективно помочь, даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Как практически можно повлиять на все эти:"гормоны, стрессы и гипофизы" в нашей реальной жизни? Всё в наших руках! Об этом на следующей странице: Тренинги - семинары психотерапевтов: Ст.Гиллигена, Р.Коннера..., и видео Р.Коннера о Норберте Винере. 

Подробнее о Р. Коннере смотрите на странице «Семейный психолог в Омске », либо  на сайте Ричарда Коннера: www.therapy-nsk.ru.



Видео: «О Норберте Винере; система, коллектив, семья. Патологическая ситуация - патологическая система, возникновение симптома, о шизофрении и психологических тестах. Как мы учимся». 
Метафоры: «О шахтёре и метане», «О Джоне Гриндере - учиться тому, что очень сложно». 

Семейный психотерапевт Олег Лапин.

Таблица уровня стрессов из книги Карла и Стефании Саймонтон: «Современные психотерапевтические подходы к лечению болезней и улучшению здоровья». 

Шкала стрессовых ситуаций. (Т. Холмс)

События
Баллы
Смерть супруга
100
Заключение в тюрьму
63
Развод, измена
73
Серьезная болезнь или травма
53
Смерть близкого члена семьи, горе
63
Вступление в брак
50
Длительное отдельное проживание супругов
48
Увольнение с работы
47
Безработный более 6 месяцев
46
Выход на пенсию
45
Рождение ребёнка
45
Одиночество (человек живет один), депрессия, тревога, страх
45
Отделение одного из значимых членов семьи (сына, дочери)
45
Участие в военных действиях (Афганистан, Чечня)
45
Изменение состояния здоровья (физ./ псих.) одного из членов семьи
44
Беременность
40
Алкоголизм, наркомания одного из членов семьи
40
Серьезные сексуальные трудности
39
Появление нового члена семьи
39
Серьезные хронические ссоры между родственниками, вместе проживающими
39
Задержка заработной платы более 6 месяцев
39
Внезапное значительное ухудшение экономической
38
Ситуации в стране
38
Изменение финансового положения
37
Смерть близкого друга
36
Армия
36
Смена профессии или поступление на работу
34
Значительное увеличение супружеских ссор
31
Долг, превышающий годовой доход
30
Соединение супругов после разлуки 6 месяцев или более
30
Совместное проживание супругов после развода
28
Избегание военной службы
26
Супруг поступает на работу или прекращает работать
26
Поступление / окончание учебного заведения
25
Переезд в другой город
24
Изменение значимых привычек
23
Проблемы с начальником на работе
22
Постоянные конфликты с соседями
20
Изменение продолжительности рабочего дня, условий работы
20
Переезд на новую квартиру
20
Переход в другое учебное заведение
18
Долг, не превышающий годового дохода
17
Изменение привычек, связанных со сном
16
Изменения количества семейных встреч (долгосрочно)
15
Изменение привычек, связанных с едой (булимия, анорексия)
13